MR-решения
Современный мир развивается с огромной скоростью. То, что буквально пару десятилетий назад описывали фантасты, сегодня уже становится реальностью. К такому быстрому прогрессу можно отнести технологию смешанной реальности (MR, Mixed Reality) – сочетания физического и цифрового мира, которое реализовывает взаимодействием между тремя элементами: человеком, компьютером и окружающей средой.
Различие MR, VR и AR
Не стоит путать Mixed Reality с виртуальной реальностью (VR, Virtual Reality) и дополненной реальностью (AR, Augmented Reality). VR полностью заменяет реальный мир виртуальным: вы надеваете специальное устройство и ваш взгляд на физический мир полностью перекрывается. Дополненная реальность, хоть и позволяет добавлять в физический мир виртуальные объекты, но она ограничена во взаимодействии с окружающей средой. То есть, дополненная реальность только накладывает цифровые изображения на видеопоток из физического мира, учитывая только элементы, распознаваемые системой.
Смешанная реальность же находится где-то между этими технологиями. С её помощью реальный мир берётся за основу, и в нём размещаются цифровые объекты так, будто они на самом деле присутствуют там. Вы можете взаимодействовать с ними так же, как и с реальными вещами (за некоторыми ограничениями, по типу плотности объекта). Именно поэтому технология называется смешанной реальностью.
Где применяется Mixed Reality?
Mixed Reality на сегодняшнем этапе развития используется во множестве сфер человеческой деятельности. Их можно условно разделить на такие категории:
- IPCM (Interactive Product Content Management) — интерактивный менеджмент содержания продуктов. Смешанная реальность позволяет избавиться от статичных каталогов продуктов, заменяя их объёмными цифровыми моделями, которые могут встраиваться в реальный мир.
- SBL (Simulation Based Learning) — симуляционное обучение. Классические модели передачи образовательных навыков заменяются более интерактивными методами. Они позволяют значительно повысить уровень знаний и отработать навыки ученика.
- Военный тренинг. Солдат проходит обучение в симулируемой реальности, которая реализуется с помощью комплексных многослойных данных, проецируемых на специальный шлем.
- RAVE (Real Asset Virtualization Environment) — виртуализирующее окружение с реальными активами. Основой этого направление становится создание и взаимодействие с цифровыми моделями производственных активов (схемы, агрегаты, оборудование и т.д.). Такие 3D-объекты встраиваются в реальный мир и получают данные из физической среды. Это позволяет сотрудникам лучше взаимодействовать с агрегатами или технологиями, совершать меньше ошибок и повышать свою производительность.
- Визуализация в реальном мире BIM-проекта. Применяется в строительной индустрии, позволяет сократить издержки и повысить качество работы.
- Рекреационные цели – смешанная реальность имеет огромный потенциал для развлекательной сферы. С её помощью можно реализовать необычные игры и аттракционы, обладающие повышенным WOW-эффектом.
Устройства и производители
Впервые, термин смешанной реальности применили в 1994 году и с того времени, технологию сумели реализовать на многих устройствах. К ним относятся:
- Мобильные устройства – сотовые телефоны, КПК, планшеты и т.д.
- Стационарные устройства – мониторы, индикаторы на лобовых стёклах и т.д.
- HMD (head-mounted display) – MR-шлемы и MR-очки.
- Прочие специальные устройства – генераторы голограмм (например, проектор GateBox), CAVE (Cave Automatic Virtual Environment) и другие.
На текущий момент основные производители MR-устройств в мире такие же, как и на рынке VR/AR. Можно выделить такие компании:
- Microsoft
- Acer
- Asus
- HP
- Lenovo
- Dell
- Samsung
Примеры использования смешанной реальности и результаты её применения
Технология смешанной реальности уже сейчас применяется многими компаниями по всему миру:
- Компания GA Smart Buildings при строительстве офисного здания Batiment H (3300 квадратных метров в Тулузе) использовала MR-технологии для повышения качества работы, снижения издержек и улучшения удовлетворённости заказчика итогами строительства.
- Toshiba внедряет смешанную реальность в своё производство. Они ожидают, что до 82% их предприятий будет использовать технологию для решения повседневных проблем, таких как обслуживание агрегатов, повышение производительности труда и проектирование.
- Автомобильная компания Ford внедрила смешанную реальность в технологический процесс дизайна новых моделей машин. С её помощью, дизайнеры компании значительно сократили время и стоимость разработки концептов.